Россия безумно хотела стать тем, что презирает больше всего - новой Америкой
'Мы не будем обезьянничать и действовать обязательно вот так же прямолинейно или зеркально. У нас есть домашние заготовки - и мы знаем, что мы будем делать", - заявил Владимир Путин на пресс-конференции в феврале, вскоре после того, как страны Запада признали независимость Косово. Это загадочное заявление не давало покоя европейским руководителям и аналитикам, которых томили предчувствия, что ответ будет дан на Кавказе. Для того, кто хочет найти виноватого - Грузия идеальный грешник. Она уже давно вела себя плохо: вызывающе ориентировалась на Запад, упрямо стремилась к евроатлантической интеграции, что еще хлеще - она открыла свою территорию для создания энергетического коридора, тем самым лишив 'Газпром', и его политическую эманацию - Кремль, монополии на поставки в Европу. Были и другие кандидаты - страны Балтии и Украина. Но первые уже находились под защитой 'зонтика' НАТО, а вторая была слишком большой, чтобы ее можно было на данном этапе безнаказанно проглотить и переварить.
Нынешняя война - это война не между грузинами и национальным меньшинством осетинами, даже не между Россией и Грузией за контроль над Южной Осетией. Наиболее правдоподобное число погибших находится где-то между 2000 жертв среди гражданского населения (цифра, растиражированная российскими властями) и 50 погибших, которых насчитали наблюдатели организации Human Rights Watch. Южная Осетия, которой уже много лет руководят российские офицеры, превратилась в российский редут в самом сердце независимой Грузии. Экономически слабая, демографически обескровленная Осетия превратилась в самую милитаризованную зону на всем советском пространстве: 2 500 военных на 35 000 жителей.
Россия, помимо финансовых средств, оружия и политических советников, в рекордные сроки выдала российские паспорта жителям сепаратистских регионов, и, как по мановению волшебной палочки, осетины и абхазы стали гражданами России. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) сравнил эту ползущую экспансию с политикой нацисткой Германии в отношении немецкоговорящего населения Чехословакии и Польши, а также с тем, как Слободан Милошевич поступил с сербскими меньшинствами Боснии и Хорватии. Война была объявлена именно тогда, а не 7 августа.
Европа и Запад вмешиваться не стали. Сегодня те же самые страны Запада критикуют Михаила Саакашвили за то, что он необдуманно выстрелил первым. Более здравый анализ позволит разогнать туман, окружающий начало боевых действий. Была ли то ловушка, расставленная русскими, которые пустили слух, что сепаратисты начинают их раздражать, военная ошибка или просто последняя капля, переполнившая чашу терпения, когда тысячи 'добровольцев' и казаков начали пересекать грузинскую границу?
Серьезное и непредвзятое расследование позволит ответить на эти вопросы. Но уже сегодня стало очевидным, что Россия была готова к войне. Целью наступления на Грузию было унижение не только этой страны и ее 'излишне наглого' президента, но также и в первую очередь Запада, в частности Соединенных Штатов. Ударить в самую чувствительную точку, сведя риски до минимума - вот цель, которую преследовали российские стратеги.
Россия безумно хотела стать тем, что презирает больше всего - новой Америкой. Америкой, которая идет войной на Ирак, не получив на то санкции ООН. Америкой, наказывающей Сербию, стоит у истоков зарождения нового государства - Косово. 'Европа - это периферия', - утверждал один российский депутат. Россия уже начинала воображать себя восходящей сверхдержавой в противовес клонящейся к упадку Америке. Российские СМИ, полностью подконтрольные Кремлю, обрушивали на россиян шквал пропаганды о новом величии России.
Российский депутат Сергей Марков, штатный политолог Кремля, заявил, что сигнал о начале военных действий был дан Диком Чейни собственной персоной, а воевала Россия с Америкой - единственным достойным соперником новой российской державы. Однако какой бы унилатералистской ни была их политика, США сегодня имеют больше союзников, чем Россия. В Ираке американцы смогли создать коалицию из 30 государств, в то время как Москве сложно заручиться поддержкой своих партнеров по СНГ.
Президент Беларуси, исключенный международным сообществом из своих рядов, 10 дней стоически хранил молчание, и в конечном итоге процедил слова солидарности с Россией, и то только после того, как его вызвали в Сочи. А президенту Сирии Башару Асаду пообещали продать ракеты 'Искандер', если тот выступит с критикой политики США, направленно против России. Россия пока еще не Америка, и ей ею не стать до тех пор, пока ее регулярные войска грабят военные базы Грузии, расхищая одежду, отопительные батареи и умывальники. Пока ее политические лидеры и дипломаты меняют свои решения по несколько раз на дню, несмотря на подписи, поставленные под соглашением о прекращении огня.
Международная изоляции России будет только расти, так как, Старая Европа, пока еще выдерживающая умеренный тон в ее адрес, медленно но верно пересмотрит свою политику в отношении Москвы. Репутация России как державы-миротворца находится под угрозой. Несмотря на то, что Владимир Путин сравнил Михаила Саакашвили с Саддамом Хусейном, сомнительно, чтобы президент Грузии в скором времени предстал перед международным трибуналом, выдвинутые же русскими обвинения в геноциде вряд ли окажутся жизнеспособными - Чечня обязывает. Военное вторжение в Грузию останется в истории неудачным римейком интервенции в Ирак, а Гори, пусть и являющийся родным городом величайшего диктатора ХХ века - эрзацем Багдада.
Торнике Гордадзе (Thornikе Gordadzе), 22 августа 2008
Торнике Гордадзе - руководитель Центра исследования Кавказа при Французском институте анатолийских исследований